Бывают такие фильмы, которых ты очень ждешь, веришь в них до самого финала, пока не придёшь посмотреть в кинозал. А потом смотришь — и тебя постигает суровое разочарование. А Майор Гром — это отдельный случай, так как предпосылок для счастливого конца тут было много. Но все они не сбылись. Почему фильм провалился в прокате — напишу ниже. И отзыв без спойлеров, как всегда.
Аннотация: Майор полиции Игорь Гром известен всему Санкт-Петербургу пробивным характером и непримиримой позицией по отношению к преступникам всех мастей. Неимоверная сила, аналитический склад ума и неподкупность — всё это делает майора Грома идеальным полицейским. Но всё резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора. Заявив, что его город «болен чумой беззакония», он принимается за «лечение», убивая людей, которые в своё время избежали наказания при помощи денег и влияния. Общество взбудоражено. Полиция бессильна. Игорь впервые сталкивается с трудностями в расследовании, от итогов которого может зависеть судьба всего города.
В России, внезапно для многих, с десяток лет назад — ожили комиксы. Свои. Русские. Издаёт их вполне успешно Bubble Comics. Один из самых успешных проектов — «Майор Гром». Повествует о приключениях майора МВД Игоре Громе, у которого нет суперспособностей типа телепатии, невидимости, лазеров из глаз, левитации или превращения в зверей. Но есть здоровое чувство юмора, ловкость и смекалка. Комикс издаётся с 2012 года, имеет уже под сотню выпусков, в том числе с перерождением истории и нейминга, когда в 2017 году Игорь Гром перестал быть майором полиции, и теперь действует сам по себе. Поэтому вполне логично, что кому-то пришла в голову идея попытаться всю эту историю экранизировать.
Особенно это забавно тем, что как раз в эти же годы, когда стартует Bubble Comics, умирает огромный литературный проект ЭТНОГЕНЕЗ, включавший в себя десятки авторов и под сотню книг разных жанров и типов повествований, соединенных одной вселенной и одной идеей. Вот уж реально мир, который не снился Marvel и ВС вместе взятым. При том, что книги были весьма популярны и вроде как очень успешно продавались, вокруг них сложилось фанатское сообщество, но, издатели что-то не делят между собой и огромный успешный проект погибает в миг… Не дождавшись ни то, что экранизаций своих книг, но даже завершения историй множества линий сюжета. Кстати, сайт проекта всё еще жив и книги можно скачать почитать, оч рекомендую.
Вернемся к Майору Грому. В 2016 году режиссёр Владимир Беседин снимает 30-минутную короткометражку, где Майор Гром пытается остановить ограбление банка, спасти заложников и задержать банду из трёх вооружённых грабителей, скрывающих лица под масками хоккеистов из популярного советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Кстати, вот она:
История чем-то напоминает то, как рождался Дэдпул. Район Рейнольдс, популярный актёр, мечтал сделать фильм по Дэдпулу, являясь фанатом этого комиксного героя. Однако студии были против экранизации сомнительного персонажа с психическим расстройством, и не давали бюджет. Тогда Рейнольдс сам снял короткометражку и выложил в сеть. И это творение возымело оглушительный успех, после чего студии не оставалось ничего другого, как выдать денег на съемки полнометражного фильма. Итог — мы имеем 2 супер-успешных фильма про супергероя, умеющего ломать 4-ю стену со зрителем, и даже несмотря на проблемы с правами и переход проекта из одной студии в другую, фанатское движение было таким ярким, что даже Disney анонсировал продолжение работы над Дэдпулом, и вскоре нас ждёт 3-я часть как минимум. Круто? Не то слово.
И вот, российский сценарий повторяет Голливуд. Казалось бы, исход предречён. Короткометражка была яркая, динамичная, интересная и для комиксового кино — просто на голову выше всех прочих проектов. Посмотрите манеры съемки, каскадерские трюки, харизму главного героя. Для попкорнового комиксного кино тут качество просто выше, чем обычно. Короткометражка вышла на Youtube и, собрав несколько миллионов просмотров на пару дней, получила ультра позитивные отзывы от посмотревших. Все были в восторге. Но и этого мало.
Спустя полгода выходит вторая короткометражка по Майору Грому, которая обыгрывает ситуативку: только что прошедшую акцию с запуском самолётиков, организованную Павлом Дуровым. И если после первого короткого метра можно было услышать фразы, что «ну, сняли экшена немного, сюжет-то придумать сил не хватило», то тут за 5 минут на гора выдается остросоциальная, яркая и провокационная история, которая могла стать идеальной для старта полнометражного фильма. Вот эта короткометражка про самолётики:
Обратите внимание на качество съемки, общую динамику, внимание к мелочам. Ты за мгновение влетаешь в сюжетную историю и хочешь наблюдать, что было дальше, тебе становится крайне интересна судьба малолетнего парня. А как здорово и игриво сняты динамичные сцены проката героя до и во время просмотра видеоролика со смартфона. За эти мелочи ты мгновенно влюблялся в фильм.
И всех этих мелочей в итоге не оказалось в полнометражной кинотеатральной версии фильма Майор Гром Чумной Доктор. Увы.
Итак, вернёмся к хронологии нашей истории. Как я и написал выше, короткометражки получились на удивление зрелищными и интересными. Как глоток свежего воздуха в отечественном кино. Зрительские отзывы были супер-позитивные. И было принято решение снимать полный метр… Только вот реализовывать проект взялась уже другая команда, во главе с режиссёром Олегом Трофимом, отметившимся ранее в карьере разве что успешным в прокате фильмом «Лёд», да и главного актёра поменяли, взяв вместо Александра Горбатова более опытного, но не такого брутального Тихона Жизневского, которого вы можете знать по роли кудрявого героя-спасателя в фильме «Огонь» или по ролям второго плана в сериале «Топи» и фильме «На игре». Далее — долгий процесс съемок, монтажа и, по слухам, уже в 2020 году фильм был готов к релизу, но ковид, все дела, и релиз откладывают до весны 2021 года.
С начала 2021 года ведётся активная рекламная кампания по фильму. Выпускаются не только ярчайшие и захватывающие трейлеры (прям реально топчик), по которым создаётся впечатление, что «наши даже Marvel и DC переплюнули», но и идёт активная поддержка фильма в онлайне, в SMM и не только, правда, кажется, всё не в тех местах и не для той аудитории. В целом, рекламная кампания была очень удачная (но как мы увидели по суммам проката фильма — не очень эффективная), кроме одного проекта, сделанного прокатчиком фильма прямо за день до пресс-показа. Например, Rozetked написали об этом проекте в формате приквела. Увы, именно этот формат рекламы вызвал у ожидающих невероятного, люксового, крутого супергеройского фильма больше всего вопросов, так как промо-ролики вобрали в себя всё самое худшее, с чем ассоциируется у многих зрителей российское кино. А именно невероятную глупость, отвратительную игру актёров, кустарную съёмку на дешёвый смартфон и крайне раздражительную манеру подачи материала. Просто сильно отталкивающую, хоть в кино не иди.
И тогда раздался первый звоночек… Я, как ожидающий потенциальный фанат (ну да, комиксы не читал, дык сколько человек, из потенциальной аудитории фильма, их читало), очень сильно огорчился и возмутился такому трэшаку в промо. О чём ессно зашел в аккаунты соцсетей фильма и высказал своё мнение. Надо заметить, я был далеко не одинок в подобающей оценке этого сортирного креатива. Однако изначально команда проекта даже пыталась оправдываться, что «это всего лишь прикол и шутка» (правда, на промо были сделаны большие ставки, ведь оно было разослано по всем СМИ, как релиз), хотя достаточно быстро вынуждена была закрыть комментарии к этим промо-роликам, так как зритель массово и быстро высказал своё негодование в цензурной и не очень форме про этот «креатив». И вот тут-то закралось подозрение, как говорится, про адекватность команды. Но вера в проект была слишком большой, поэтому этот неудачный PR-ход был забыт (ну, все могут ошибаться), и с чистой свежей головой я пошёл на пресс-показ фильма за неделю до официальной премьеры, с условием не делиться подробностями о сюжете до 30 марта.
И что же, после премьерного показа, я вышел из зала с одним чувством. Это было разочарование. После невероятно яркого, зрелищного, динамичного короткометражного фильма (двух), нас ожидают два часа достаточно банального и затянутого действа с не самым оригинальным сюжетом в стиле проектов от НТВ. Все действия будут происходить в Питере с отсылками на Пашу Дурова (а не каких-то политиков, как вы могли подумать по трейлерам) и работу местных правоохранительных систем, порой весьма сатирическую. Сам Майор Гром в исполнении Тихона Жизневского получился неплохим, но не таким ярким, брутальным и харизматичным, каким он был в коротком метре от актёра Александра Горбатова.
Сцен экшена в полнометражной кинотеатральной версии будет, к сожалению, минимум. Так, в частности, почему-то решили не переснимать и не встраивать в фильм сцену с ограблением банка. С самого начала, сразу после вступительных титров, зрителя ждёт лишь концовка погони, при том совершенно иная, чем в короткометражке, с другим финалом, куда более беззубым и нелепым. То есть фильм — это продолжение сразу после ограбления банка по таймингу. А далее… А дальше начнётся скучный полудетективный фильм. Где будет много ходьбы, разговоров, но мало интересных действий. У нас всё же геройское кино было запланировано. Мотивация злодея в маске Чумного Доктора понятна и адекватна, но вот только по трейлеру всё выглядело куда более многообещающим и глобальным. А по факту, злодея откровенно сливают, и, хотя до момента раскрытия (ближе к концовке) личность антагониста зритель и правда не сразу сможет угадать, что «вот да, убийца — это садовник», но логика действий антигероя сценаристами для фильма прописана слабо и скучно. Видно, что чуть-чуть хотели урвать из «Джокера» Хоакина Феникса, чуть-чуть из Бэтмена, чуть-чуть ещё откуда-то, но получившаяся каша вышла не очень вкусной.
Самое обидное, что классные, креативные и яркие идеи из короткометражек были выкрашены и выброшены. С самого начала подразумевается, что действие фильма происходит сразу после ограбления банка, но нам показывают совершенно другую концовку этой сцены. При том совсем грустную и чрезмерно вычурную. И в остальном, всё, на что намекалось нам в двух короткометражках — забыто и вырезано. Даже тот парень, который будущий революционер за всё хорошее и против всего плохого, вместо нормального парня из обычной семьи вдруг оказывается сиротой из детского дома зачем-то, из которого ещё и сбегает. А момента революционности и протеста создатели фильма очень испугались, сведя всё в шуточную и дико скучную идею «ну вот мы не народ агитировать будем к изменению, а злодей у нас сам пару чиновников порешает и на этом и будем выезжать, вот, смотрите, какой он жестокий». В общем, слив по всем позициям.
Не отличается фильм и продуманностью деталей, многие действия героев будут не всегда логичны. Например, все же знают, что в Питере есть только 1 центральный полицейский участок, и если его чуть-чуть вывести из строя – то всё, правоохранителей в городе больше не останется, и можно делать, что хочешь? И это лишь один из моментов. Сам Майор Гром как персонаж на экране получился… скучноватым. Да, у него есть способность анализировать будущий бой (кстати, это мы тоже где-то видели уже), выбирая лучший вариант для сражения, но скажу заранее, так ярко и разнообразно, как это было продемонстрировано в коротком метре, в полнометражной версии анализ грядущего боя ни разу не получился. Всё куда проще происходит каждый раз. И от этой халтуры как-то немного грустно. Юмора и харизмы сценаристы Тихону Жизневскому также в сценарии не доложили, увы.
В середине фильма сюжет дичайше провисает и тормозит ручным тормозом, отказываясь толкаться дальше. Минут 40 из фильма можно было бы вырезать на раз-два, и сути бы не поменялось. Все эти бессмысленные хождения, брождения, диалоги ни о чем — скукота, слабо или никак влияющая на общий предсказуемый сюжет.
Оценка фильму Майор Гром: 5 из 10. Ну и что же в итоге, получается, что фильм вышел проходной и идти на него не стоит? Отчасти да, увы, фильм и правда получился слишком простым и скучноватым. Это не прорыв и не событие для отечественного кино, как ожидалось до просмотра. Но всё же, это попытка! Значительно более адекватная и лучшая, чем в случае с Сариком Андреасяном несколько лет назад. На один раз «Майора Грома» посмотреть вполне можно. Быть может, он вам даже и понравится. Тем более в концовке нам обещают продолжение построения киновселенной с актёрами совсем другой величины, и вот их-то увидеть в супергеройском кино было бы крайне интересно. Дождитесь сцен после титров, в том числе после долгих титров – там прям будет тизер к будущему развитию киновселенной, очень интересный. Вот чисто ради того, чтобы проект не загнулся и получил второй шанс, готов призвать вас в кино. Но уровень ожиданий рекомендую заранее снизить максимально, чтобы не разочароваться так сильно, как это вышло у меня.
Первые недели проката показали, что зритель с большей охотой пойдёт на дико скучный и занудный экшен Годзилла против Конга, чем на Майора Грома. Как оказалось, Bubble Comics таргетировала большую часть промо на фанатов. А фанатов оказалось, мягко говоря, капец как мало. А обычный зритель — не оценил. Потому что скучно, а-ля сериал на НТВ, где 3 серии в 1 фильм собрали. Нет никакой динамики, креатива и чего-то интересного. А ведь казалось, возьми в фильм целиком короткометражки Беседина, начни фильм прямо с 30 минут первой части, далее добавь вторую, про самолётики, и досними ещё часок хронометража — и получится шикарное кино. При том зритель с удовольствием бы, спустя 3-4 года, пересмотрел бы еще раз ту самую короткометражку. Но нет, изобрели велосипед, когда всё человечество уже на ракетах в космос летает.
Создатели фильма, увы, видя первые очень низкие результаты кинопроката, повели себя… Странно. Явно имея проблемы с антикризисным PR. Исправлять ситуацию решили… Странными промо, сродни «актёры фильма читают злые твиты про себя», где за весь видеоролик не будет ни одного негативного твита (а их в сети хватает более чем). Запуском кампании «поддержите Майора Грома», а потом уж и совсем «спасите Майора Грома» с мольбой сходить в кино ну пожааааалуйста. Или пиаром идеи «снимите кинозал в кинотеатре и посмотрите Майора Грома с друзьями без посторонних». Конечно же, это никак результативно не сказалась на результатах кинопроката, особенно с учетом, что фильм на первой неделе подпирали Годзилла с Конгом, которые катались на тот момент уже вторую неделю (но всё равно выигрывали по сборам у новичка), а на второй неделе Майора Грома последние шансы на долгоиграющий прокат убил Мортал Комбат, который забрал на себя все возможные кинозалы, имея оглушительный успех на старте проката, собрав за 1 день больше, чем Гром за 2 недели…
От себя: хотелось бы увидеть «Беседин-кат» версию Майора Грома, но, увы, её не существует. Тут вам не «Лига Справедливости», где второй приглашенный режиссёр неудачно резал творение первого. В нашем случае весь проект полностью делал Олег Трофим. И получилось скучно и грустно. Может перезапуск? Но вряд ли. С такими низкими сборами, которые не отобьют даже бюджет на создание фильма, очень большой вопрос, а будет ли в целом продолжение? И нужно ли оно в таком формате? А от Беседина у нас на память остаются только две прекрасные короткометражки, радикально отличающиеся качеством от полнометражного фильма. Ими и насладимся. Ведь именно таким мы хотели видеть фильм. Ярким, динамичным, интересным, харизматичным и остросоциальным. Вдруг именно Владимира Беседина привлекут к съёмкам второй части?