В школьные экзамены, кроме тестов по ЕГЭ, возвращаются сочинения. С 2015 года. Перечень тем для сочинений уже известен. В рунетах у школоты уже паника. Давайте рассмотрим вопрос внимательнее.
Итак, Министерство образования и науки России объявило 5 тем, по которым выпускники школ будут писать сочинения в декабре этого года, для того, чтобы получить допуск к написанию самого ЕГЭ весной. Во-первых, сочинения будут оцениваться, как «зачет / не зачет», без вынесения оценки. Во-вторых, сочинение будет прилагаться к делу школьника и ВУЗ, в который будет поступать наш выпускник, при желании может достать из личного дела учащегося это сочинение и оценить его самостоятельно, добавив таким образом поступающему до 10 баллов. Правда же, все не так страшно?
Прошедшей весной, в мае, участвуя в акции вместе с молодежью (да, я уже почти старпёр), общаясь с ребятами и девочками 17-18 лет, в какой-то момент, когда они обсуждали подготовку к ЕГЭ, перестал принимать активное участие в разговоре, больше молчал. На вопрос одной из девушек, что со мной, почему погрустнел — лирично сказал «блиииин, я уже такой стаааарый». А на вопрос «почему?!» ответил: «а я экзамены в школе еще за оценку сдавал» ))))
И на самом деле, сдавали в свое время экзамен по русскому, обязательный, с элементом сочинения. И оценивалось оно не «зачет / не зачет» (понятно, что 95% будут этот зачет даже за слабые работы получать), а реальной оценкой по 5-бальной шкале. И очень редко у кого на 5 баллов.
Так ведь и темы! Темы какие были! Все по скучнейшим (ну, на мой взгляд) произведениям из программы школьной литературы. Нравится тебе или нет. При том с такими замысловато-завернутыми заголовками, что диву давался и сейчас не вспомню даже. Но даже «Роль судьбы Раскольникова во взаимоотношениях со старшим поколениям и влияние этого процесса на розничные продажи топоров в Древней Руси» покажется более понятной темой, чем те варианты, на которых предлагалось писать сочинения.
Посмотрим перечень тем для сочинений современному школьнику в 2015 году: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Чем живы люди?» и «Спор поколений: вместе и врозь» (данные РИА НОВОСТИ). 3 из 5 тем, в целом, не связаны напрямую с какими-либо литературными произведениями, а одна, про войну, так и вовсе к школьной программе не имеет прямого отношения (не обязательно же по «Войне и миру» писать, верно) и может быть вполне описана мыслями школьника о современной политической ситуации, в т.ч. со странами СНГ, включая уже и бывшие из них. На мой взгляд, очень простые для описания на 2-3 страницы рукописного текста тематики, весьма общие, под которые можно многие вопросы подогнать, даже без связи с литературной программой средней школы.
В общем, завидую я современной школоте. Учиться стало легче, проще и….. бесполезнее. А зачем, если 99.9% всей изучаемой в школе информации доступны в Интернет? Толку запоминать всякие числа из курсов Истории, теории и понятия из других наук, если в любой момент ты их можешь узнать за 5 секунд со своего смартфона? Ну, за 20, если интернет плохой ))) На мой взгляд, сегодня школьника нужно учить не запоминать информацию, а уметь ей пользоваться, оставив в обязательных лишь поверхностные курсы по каждому предмету, обязательную общую математику, чтобы уметь считать в уме несложные формулы, и глубокое изучение правописания на русском языке, плюс изучение 1-2 иностранных. А остальное школьник для себя должен найти сам и изучать подробнее. Та школьная программа, которая была актуальна еще 10 лет назад, сегодня бессмысленна. А формат, смотрю, почти не меняется…