Школьники старших классов, вместе с волонтерами-инструкторами Intel, создали свои интернет-устройства на базе Intel Edison в ходе первого мастер-класса новой программы технологического волонтерства Intel. Побывал на мероприятии, рассказываю, что да как!
Итак, среди рабочей недели в самом центре Москвы, под окнами Лубянки, компания INTEL организовала открытый мастер-класс, в рамках которого показала и рассказала, что такое мир «интернет-вещей», зачем оно надо, и, самое главное, как это работает, как это может создать своими руками буквально каждый. При том поучаствовать в создании своей интернет-вещи могли как журналисты-блогеры, как например я, так и непосредственные участники мастер-класса — школьники Москвы 8-9 (и может старше) классов.
На самом деле, подобный открытый мастер-класс — одно из первых мероприятий волонтеров INTEL, насколько мне известно. Честно, организационно прошло не без шероховатостей. Но суть не в этом, а в чем — расскажу в конце, пока же давайте кратко опишем, что происходило в зале. Так как точная программа самого действа до последнего была неизвестна участникам. После коротких выступлений официальных лиц (преимущественно на английском), когда всех школьников поделили на четыре команды по 2-3 человека в каждой, каждому из столов был роздан своеобразный конструктор, из которого предстояло сначала собрать свою интернет-вещь, а потом ее же запрограммировать. Журналистам-блогерам разрешили занять места вместе с командами, я попал за «стол №1», конечно же, вместе с Сергеем и тёзкой Романом, а также учителем одного из ребят, которого как-то подзабыл по имени уточнить :) Ребята оказались весьма смекалистые, но при этом и веселые, за нашим столом было совсем не скучно, что немаловажно.
Организации мероприятия немного не хватало момента соревновательности, но эту проблему решали уже «на ходу». Итак, первое задание — собрать по макету картинки «клешню» нашего будущего интернет-устройства. Ничего сложного, скрутить несколько деталей отверткой и шурупами. Своеобразный конструктор, но не лего. За одними столами командам школьников активно помогали взрослые блогеры, за нашим столиком была самая честная система: мы ребятам не помогали (разве что изредка советом), лишь иногда мешали, отвлекая от важных дел. Но парни не растерялись, с заданием справились одними из первых, за что законно получили драгоценный для каждого мейкера (изобретателя по-русски) приз: по маленькой шоколадке. Потому что шоколад, как известно, активирует не только мышечный рост, но и мозговую активность!
Макет и конструктор устройства, кстати, были напечатаны предварительно на 3D-принтере. Вот так схема выглядела уже целиком.
Вторым этапом ребятам надо было собрать конструкцию уже полностью, в том числе подсоединив плату с процессором Intel Edison, правильно подключив все необходимые провода, которые также надо было собрать по хитрой схеме.
Иногда на помощь приходили и волонтеры Intel — взрослые ребята-инженеры, которые проверяли ход работы молодых участников, где-то порой подсказывая, как лучше или правильнее выполнить сборку.
Третий этап мог бы быть самым интересным с соревновательной точки зрения, но формат мероприятия был скорее демонстарционно-показательным, чем конкурсным. Так как участникам необходимо было запрограммировать устройство с помощью ПК и специальной утилиты по WiFi. Код для программирования показали на экране (хотя он был не очень сложным, всего в десяток строк), а сам интерфейс инструмента для программирования обладал графическим интерфейсом (эх, а мы вот в свое время на компьютерах в бэйсике все ручками и кодом описывали, халява современной молодежи).
И вот, после финальных проверок инструкторами-волонтерами, пришло время испытать гаджет…
По началу гаджет уведомлял о том, что он таки заработал, простым способом: он мог написать число «2015», совпадающее с завершающимся годом. Процесс первого запуска и создания первого удачного рисунка с гордостью пропустил, так как сам был заворожен происходящим, но повторную проверку таки запечатлел на видео:
Смысл самой нашей интернет-вещи был примерно таков. Когда на адрес специальной почты приходит письмо, содержащее ключевое слово, робот с рукой (нет, не тот, который готовит завтрак вместо хозяйки из вирусного видео, этот работает куда лучше) рисует на бумаге изображение конверта, что пришло нужное письмо.
Наш вариант без проблем справился с поставленной задачей, впрочем, у других команд все тоже получилось.
Далее, организаторы предложили ребятам придумать для каждой команды несколько идей, как можно было бы применить подобного робота в реальной жизни с пользой, доработав его. Каждая команда выходила со своей короткой презентацией трех идей.
Как видно, взрослые репортеры ребят снимали как положено, даже со штангой микрофона (которую, к слову ,держала невероятно хрупкая и миниатюрная девушка). Ребята немного волновались, но идеи представили. В итоге, по конкурсу идей заняли лишь второе почетное место.
В конце мероприятия учитель деятельность ребят оценил сугубо положительно, провел небольшое контрольное тестирование (прямо при нас, не публично, а по-тихому) на усвоение материала учениками. Те быстро и четко ответили на все вопросы своего учителя (на фото выше в очках и белой рубашке), и, похоже, по пятерке себе заработали в свой электронный дневник. Одного жаль, не успел и забыл у ребят узнать, из каких школ они. Ну, может быть, найдутся.
Теперь немного личных впечатлений.
Чуть ранее я уже делал развернутый пост о том, каким хорошим делом занялась компания Intel в России. Просто отправляю по ссылке почитать и пару видео роликов посмотреть. Сегодня убедился в том, что начинание от Intel Россия на самом деле работает и набирает обороты. Компания ищет инициативных ребят, предлагает им помощь в реализации их проектов, в развитии. На мой взгляд, это чертовски важно для молодого поколения: осознавать, что твои идеи кому-то нужны, но мало того, их тебе помогут воплотить в жизнь. А не просто скажут «ну да, молодец», погладят по голове и закинут твою идею с тысячами других в пыльный ящик.
Чего мне хотелось бы, чтобы INTEL активнее развивали направление работы с молодежью, искали больше талантливых и увлеченных, интересующихся ребят. Возможно, проводили настоящие конкурсы среди школьников на тему изобретений, мейкерства. Сначала на уровне школ, потом округов, и большой финал среди победителей предыдущих этапов в Москве. Сначала хотя бы на уровне городов, а потом — страны. Уверен, желающих поучаствовать найдется немало. А ведь этих участников и тем более победителей можно брать на карандаш, в дальнейшем привлекая в свою компанию «хорошие мозги». Да и у школьников появится интерес к изобретениям, тема ведь очень интересная. И молодые ребята в нее верят. Это было видно даже по конкурсу идей на третьем этапе, когда взрослые отнеслись к предложению «придумайте, как использовать робота» с долей скептицизма, юмора и стёба, а вот сами ребята с полной серьезностью и ответственностью придумывали идеи, обсуждали, спорили, улучшая изначальные примеры своих идей.
По завершению мероприятия на небольшой фуршете собравшись скромной компанией из пары блогеров и девчонок представителей организаторов — обсуждали прошедшее мероприятие. Некоторые блогеры достаточно разгромно раскритиковали низкий уровень организации волонтерского по сути проекта, в целом да, ошибки и продуманность не до конца имели место быть. А вот мне все равно понравилось. Потому что INTEL хоть что-то делает. И не так уж и плохо. Ошибки и недоработки случаются, но ничего не делая — совершенства не добьешься. Надеюсь, впереди у INTEL будет еще много подобных мероприятий, выше уровнем и с большим количеством участников. Проект стоящий, желаю ему всяческих успехов.