Ждал этого фильма. Хочется в канун Дня Победы, особенно юбилея, такого хорошего патриотического военного фильма. Не дождался.
Любовь под нескончаемым огнем противника, дружба с Элеонорой Рузвельт, выступление на конференции, повлиявшее на исход Второй мировой войны, желание жить и страх потерять любимого человека — справится ли со всем этим хрупкая женщина? Это реальная история Людмилы Павличенко — легендарной женщины-снайпера. Солдаты шли в бой с ее именем на устах, а враги устроили на нее охоту. На поле битвы она видела смерть и страдания, но самым серьезным испытанием для нее стала любовь, которую у нее могла забрать война…
Первый звоночек был еще до премьеры, когда по ТВ началось активное анонсирование фильма, интервью создателей, главных героев, которые начали вести диалог о сакральном «этот фильм — не о войне». У меня первая ассоциация от таких признаний — фильм Сталинград. С громким названием — но о чем угодно, кроме Сталинграда (по факту, о том, как 5 мужиков пытаются уломать 1 девушку, у 4 это не получается, у одного — получается ,но не очень).
Битва за Севастополь, что радует, не настолько «обманка». Но и не о Севастополе. Первая половина фильма про Севастополь даже не намекает, повествуя нам историю жизни Людмилы Павличенко с флешбеками на выступление Людмилы же в США в 1942 году. О ее жизненном становлении, о ее характере и первой любви. Во второй половине фильма дело наконец дойдет до Севастополя — но битвы за него опять же не будет.
Сцены войны и поля боя в фильме есть, вполне органичные и зрелищные, но их мало и они очень короткие. В основе своей будут демонстрироваться кадры снайперской работы героини, просто как коллаж, без объяснений: кого, зачем и почему.
История и судьба Людмилы Павличенко в фильме раскрыты вполне неплохо в тезисном варианте. Но война тут идет вторым, если не третьим планом. Идя на «Битву за Севастополь» — не надейтесь увидеть эту битву. Собственно, что дело второй части фильма было в Севастополе, нам напомнят лишь в самом конце.
Отдельных слов заслуживает игра Юлии Пересильд. Весь фильм не покидает ощущение, что Юлия значительно «переиграла». Усиливается это ощущение после просмотра документальных кадров выступления Павличенко в США. 70 лет назад не были люди такими. Такими жесткими, серьезными, глубокими и лиричными. Люди были значительно проще, добрее, незамороченнее, не знаю, как сказать. В документальной хронике видно, как Людмила выступает в США. Она улыбчива перед своей речью, она читает «по бумажке» готовый текст, весьма с серьезным выражением, но не как перед амбразурой. В фильме же Юлия Пересильд выходит на выступление со слезами на глазах, с отчаянной попыткой что-то донести до собравшихся журналистов и с собственной инициативной речью. Когда по факту видно, что было не так.
В целом, кинокартина «Битва за Сталинград» должна была называться «Герой Людмила Павличенко». Вновь громкое название не отражает суть фильма. Интересно и познавательно увидеть пусть и художественную версию героического человека, реального, не придуманного. Но идя на этот фильм, все же ждешь немного другого.
Отдельно хочется заметить крайне неуместный по фильму саундтрек Кукушки в исполнении Полины Гагариной. Если отдельно клип еще как-то смотрится, то внутри фильма впечатление, будто его налепили на отдельную сцену в последний момент. Совсем другое дело — саундтрек от Океана Эльзы, который крайне органичен и лаконичен в своей сцене.
Оценка фильму БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ: 7 из 10. В целом, в отличие от Сталинграда, этот фильм смотреть можно и, пожалуй, даже нужно. Он интересный. Но опять не о той войне, о которой должен был бы быть.