К грядущему Чемпионату Мира по футболу в России, который уже вот, через пару месяцев, выходит специально фильм Тренер, где Данила Козловский в этот раз не только главный герой, но и режиссер. Что получилось? Расскажу без спойлеров.
Аннотация: Футболист национальной сборной Юрий Столешников в ответственный момент не забивает пенальти. После досадной ошибки Столешников покидает сборную, завершает карьеру и становится тренером маленькой провинциальной команды. Именно с этим клубом Столешникову предстоит совершить чудо и вновь поверить в себя.
Я, как человек, который не слишком фанатично, но все же позитивно относится к такой игре, как футбол, однако очень любит фильмы художественные, посвященные так или иначе футболу, после трейлера давал фильму Тренер очень большие авансы. Ибо и трейлер был бодрячком составлен, ярко и красиво, и подбор актеров замечательный, особенно на второстепенные роли. И вроде бы всё должно было случиться и получиться, чтобы фильм Тренер стал вторым Движением Вверх и еще раз порвал кассу российских кинотеатров.
Еще не даром в анонсе фильма писал цитату из трейлера:
— ФУТБОЛ, ЮРА — ВЫЖЖЕННАЯ ЗЕМЛЯ, ПОКРЫТАЯ ТРЕХМЕТРОВЫМ СЛОЕМ ГОВНА. НИКОМУ ОН ТУТ НЕ НУЖЕН
— НУЖЕН! ВОТ МОЖЕТ ЩАЗ БОЛЬШЕ ВСЕГО НУЖЕН!
А получается, что, наверное, и правда футбол тут окажется никому не нужен.
Знаете, при просмотре фильма такое впечатление, что сценаристы сначала написали бодрую хорошую короткометражку про тернистый пусть бывшего топового футбольного игрока, который проштрафился крупно и теперь лихими путями обратно в футбол возвращается как тренер. Ибо по всему фильму красной нитью этот сюжет идет и заметен частями. Приправленный неплохими уместными шутками, стандартными драматическими ситуациями и даже подколами про российский футбол, коррупцию, судейство, болельщиков и всё вот это.
Но вот потом пришел кто-то из «больших дядь», и на эту красную нить начал навешивать всякое разное, со сплошными штампами, на кривые прищепки. Сродни… В фильме должна быть любовная линия, вкрячиваем. В фильме должна быть сцена секса, впихиваем (хотя обе тут вообще нафиг не нужны). В фильме должен кто-то помереть — суём не глядя. И всё это без раскрытия историй персонажей и выстраивания линий, подводящих к действию. И вот это дико отвлекает от основной идеи фильма и портит, честно говоря, всю задумку.
Слишком мало времени уделяется тренировкам, фанатам, самому футболу. Хотя фильм, казалось бы, должен быть всё же о футболе. Но тут мы получаем скорее скомканную драму отдельного человека, который тренер. А футбол со всеми его проблемами и интригами будет фоном. И это печалька прям дикая. Что там говорить… Пригласить в фильм сниматься Дмитрия Сычева (очень успешного футболиста в прошлом) и не дать ему даже самой крохотной второстепенной роли. Весь фильм Сычев бегает исключительно в массовке на фоне, даже не в первых рядах, и не делает вообще ничего. Совсем. Ни слова не скажет, ни действия какого-то хоть сколь заметного не сделает. Даже по мячу не ударит на камеру. Жесть. Зачем звать тогда было?
Знаете, чем многим очень понравился фильм Движение Вверх на мой взгляд? Второй половиной, где сам баскетбол был очень здорово показан и крайне круто снят. После фильма выходишь — и прям даже не откажешься баскетбольный матч пойти и посмотреть, настолько яркая и экспрессивная картинка была, дичайшая динамика. В фильме Тренер футбол снят очень грустно. Пытались сделать динамично, с эффектом дрожащей камеры и частой смены кадров — и переборщили. Кадры меняются слишком быстро, чтобы успевать их замечать, превращаясь в кашу, и добавляет эффекта каши еще и трясучая съемка с размытым фокусом. Впечатление, что смотришь футбольные моменты игры в финальном матче то ли в тумане, то ли с очень плохим зрением. Всё в расфокусе.
Вот для примера, как круто снять футбол, и что это можно сделать и в России — фильм Коробка. Фильм и про футбол, и не только про него, а если про футбол — то дворовый. Но боги, как же круто режиссер Эдуард Бордуков со своей командой снимали игру! Динамика невероятная. Четкость потрясающая. Финты, пасы, дриблинг, всё что угодно. И всё это в рамках маленькой дворовой коробки футбольной. А тут тебе огромное поле лучшего стадиона страны (ФК Краснодар), снимай не хочу… И не хочу в итоге. Как так?
Совсем ли плох фильм Тренер? Да нет, не совсем. В нем есть рациональное зерно. В нем есть глубоко спрятанная кем-то сюжетная линия, которая толковая и хорошая. Но с тем количеством хлама, которое на нее навесили — ее перестает быть заметно. В фильме хорошо подсвечиваются и поднимаются вопросы низших лиг российского футбола, их проблем, стоимости содержания футбольной команды для регионов и городов, которые их содержат. Отношение к футболу многих людей. Коррупции в судействе. Много горячих и правильных вопросов в фильме поднято. Но не акцентировано. Дескать, мы проблему упомянули — а дальше что? Да ничего, у нас тут скучнейшая нелепая сцена секса впереди, не до этого, отстаньте. К слову, настолько нелепая, что на фильм можно с детьми — даже тему сисек не раскроют.
Блин, я всерьез рассчитывал на этот фильм. Я надеялся на некое повторение Движения Вверх, только про футбол. Или на историю сродни фильма ГОЛ, или Пеле Рождение Легенды. Вот какой фильм стоит по всем каналам перед ЧМ крутить обязательно. Да даже хотя бы на то, что показали в фильме Коробка, где Сергей Романович должен Даниле Козловскому давать уроки по актерской игре, как показать расстроенного футболиста, оставшегося один на один с мячом перед стеной, чтобы дать выход своим эмоциям. Хотя мы знаем про то, что это антонимы — слова Козловский и Эмоции… Вот в Коробке — веришь в эмоции героя. В Тренере — нет. Хотя драма в обоих случаях разная и пик драмы в Тренере у героя явно выше. Даже достаточно слабый Околофутбола российский — и тот дает больше футбольного настроения, чем фильм Тренер.
Оценка фильму Тренер: 5 из 10. Мне очень интересно было бы узнать, кто тому всему виной, пришедший и испортивший сценарий крепкого спортивного фильма, выходящего под Чемпионат Мира по футболу. Сделав из фильма о футболе — серию какого-то унылого российского сериала со скомканным сюжетом и тонной клише. С одной стороны, фильм не настолько безнадежен, что совсем нельзя рекомендовать на него сходить. Но буду честным, пересмотреть десятый раз такие фильмы, как Гол, даже Хулиганы Зеленых Улиц и нашу российскую Коробку — будет намного полезнее для вдохновения футболом и получения футбольного настроения. Извините, Даниил Козловский, но фильм у вас не вышел. А вот на трейлер многие гнали зря. Он был составлен отлично и собрал в себя анонс той самой короткометражки, которая могла бы получить от меня оценку в добрые 10 баллов. И да, нужно отметить, что герои вторых планов, несмотря на очень плохо прописанные характеры, справились со своими ролями ярче и лучше, чем самизнаетекто.
Киноблог: каталог рецензий на фильмы Rn21
Подпишитесь на Telegram-канал, чтобы не пропустить выход новых отзывов без спойлеров на новинки кинопроката России.