Большинство кинокритиков после предпросмотра называло фильм Притяжение — прорывом русского кино. Новой вехой и новой эпохой. Чем-то переворотным, сродни Дозоров в свои далекие годы. Ценой здоровья и больших усилий , я посмотрел этот фильм. И мне есть что о нем сказать.
Аннотация: …Как только что стало известно, сбитый над Москвой неопознанный объект имеет, возможно, внеземное происхождение. Большая часть столичного Чертанова оцеплена, к месту крушения стягиваются представители силовых структур, решается вопрос об эвакуации местных жителей. По словам нашего источника в Минобороны, сейчас специальная комиссия пытается вступить в контакт с так называемыми «гостями». В эти минуты мы готовим экстренный выпуск новостей и о развитии событий вы узнаете первыми…
Все видели трейлеры Притяжения. Они выходили по частям. Сначала был первый, зародивший очень скромную надежду про интересный фантастический фильм, хотя лютая и кривая цветокоррекция и анимация разрушения домов как в играх середины нулевых годов уже вселили некоторые опасения. Потом вышел второй трейлер, показавший историю митингов и народных волнений, тут чувство «чето там не про пришельцев, кажется» — усилилось. А следом вышел третий, самый честный трейлер, который толстым слоем спойлерил основную идею фильма. Про «Вы из галактики? А мы из Чертаново».
И да. Фильм Притяжение — фильм про быдло. Увы. Эта анимационная зарисовка лучше всего передаст тон фильма:
А потом состоялись премьерные пресс-показы, где большинство кинокритиков как один заверещали про «новое русское кино» и всё то, что я написал во вступлении. При том делали это так убедительно и бив себя кулаком в грудь, что подумалось: да ну ладно, не все же разом с ума посходили, может реально фильм классный, а трейлеры специально сделаны максимально тупыми, чтобы привлечь недалекую какую-то аудиторию? Бывает же, трейлеры — говно лютое, а на фильм приходишь — и прям вау, лучшая кинокартина года, шедевр-таки! Так эти позитивные отзывы захватили, что не успев оправиться от болезни, внезапно настигнувшей меня в среду, только-только встав на ноги, по пути в аптеку — заскочил в кинотеатр, смотрел в IMAX. И вот что…
Далее начнем разбирать фильм по косточкам, но не спойлеря сюжет, не переживайте, не раскрою, хотя он тут линейный, тупой и весьма предсказуемый, до боли банальный и если уж весьма и весьма неплохая «9 рота» была по лекалам американских фильмов про войну снята, то тут просто пиратская демо-версия с национальным колоритом какая-то вышла.
Итак, первое, что дико расстроило в фильме — Притяжение — фильм про быдло. Русское быдло. Гопничков таких, из гаражей. Не спорю, есть такое в нашей стране, но зачем это подсвечивать и популяризировать, практически гордясь? Это и есть новое русское кино?.. Где русские показаны агрессивными дебилами, вооруженными палками. Где большего, чем получить автоматом по лицу с размаха — среднестатистический москвич не достоин. И это называют прорывом русского кино? Если можно, заделайте, пожалуйста, покрепче этот прорыв, чтобы не подтекал даже. Прям тьфу, мерзкое чувство после просмотра вашего «лучшего российского фильма». Но европейская и американская аудитория заценит, особенно в свете внешнеполитической ситуации современной. В фильме просто красной нитью идет идея про то, насколько тупое и агрессивное стадо этот русский человек. Подлое, нечестное, бьющее женщин (где там все феминистки?). Дико агрессивное и сильно перевозбужденное. Актер Александр Петров с внешним видом недавно вышедшего из глубокого запоя человека (стеклянные глаза, оплывшее лицо, неадекватное поведение) просто потрясающе точно вник в свой образ и даже откровенно много переиграл. Смотреть за игрой этого персонажа было настолько неприятно, что сложно даже описать. И не из-за характера его героя (который по сюжету, к слову, должен был местами сеять что-то доброе-умное-вечное про справедливость и честь), а из-за манеры игры, где все «светлые» черты характера мгновенно активно переигрывались быдлятинкой и негативом.
Быдло в стране, по мнению создателей фильма, решает все вопросы и действует, пока все остальные ничем не занимаются. Вокруг этого и весь сюжет. С цельной идеей, с одной стороны, но оторванный от реальности еще больше, чем оторваны законы физики от фильма Фосаж 7. Закрытая, особо охраняемая зона с постоянным патрулированием и наблюдением? Да туда любой может проникнуть, будто это проходной двор. С огромными грузами, без проблем, таскать туда-сюда что захочется. Это же Россия, детка. И не только разгуливать, а творить там что угодно, вплоть до разрушений и погромов. Фигня. Вот наше главногеройское быдло и будет пытаться делать непойми что неясно зачем. Больше всего, конечно, зацепило в фильме именно это. Когда тебя и твой народ считают за стадо баранов агрессивных, нарочито детально показывая это на экране — это очень обидно, за это стыдно. Удивительно, что ни у одного из журналистов на пресс-конференции железа в яйцах не хватило этот вопрос поднять. Зато все весело смеялись за кривляниями актера Александра Петрова…
Про тему взаимоотношений пришельцев и землян оставим тему нераскрытой, это всё же уже спойлеры… Но вот когда у русского человека быдла накипает, оно группируется в стадо и лезет на рожон. И чего в этом случае добивается? Да, это в фильме отлично будет показано — прикладом автомата в челюсть между делом от военного начальства, типа не мешайтесь тут под ногами, вононо чо происходит, а тут вы орете бегаете. Прекрасные иллюстрации, просто браво. Это вкратце описывает концовку фильма.
А есть какая-то светлая идея или чистый посыл в сюжете? Ну, вот как хотя бы в Прибытии было? Орудие нам принесли или оружие? Блин, в этот момент очень хочется заспойлерить, насколько глупо и наивно придумана история пришельцев, но это надо увидеть, не имею морального права заспойлерить этот момент. Но ладошкой по лбу готовьтесь хлопать себя во время просмотра часто, да. Так вот, в этом плане никакой светлой идеи в фильме нет. Концовка будет до невозможности предсказуемой, глупой и слабой.
Сейчас бы заклеймить сценаристов, но вот нет. Ребята постарались. Несколько раз в фильме будут настолько удачные и реально смешные шутки, что нет, сценаристы так и быть пусть живут. Может их под водяными пытками ужасных пыточных машин подписавшейся под этот фильм компании ВОДОРОД заставляли переписывать изначально умный сюжет вот в этот попкорн с протухшим маслом.
Кто-то говорит, что фильм Притяжение учит межрассовым отношениям. Типа пришел к нам не такой какой-то — как к нему относиться будем. Ребята, очнитесь. Хотите крутой, качественный и глубокий фильм про межрассовые отношения? Посмотрите, блин, фильм КОРОБКА! Вот там — про межнациональные отношения, конфликтные, с глубоким посылом, правильной мыслью, хорошей драмой и поучительной концовкой, хоть и слегка наивной тоже. А здесь… А здесь — про русское быдло. Коробка, к слову, тоже в Чертаново снималась, если что. Не знаю, что туда манит всех и вся… Почему не Бутово например?
Визуально? Да, спецэффектов много. Картинку выстроить старались, местами даже получалось. Прорисовка разрушений во время падения — fail, потому что даже в современных шутерах здания рушатся естественнее и эффектнее. Синий фильтр цветокоррекции, чтобы сгустить краски, на протяжении всего фильма — fail^2. Выглядит неестественно и не к месту. Хотя местами с графикой все же получилось неплохо, но это скорее исключения. Ладно, давайте к итогам.
Оценка фильму Притяжение: 3 из 10. Оценка снижена за слабый сюжет и невнятную историю. Оценка капитально снижена за крайне нелицеприятное отношение к русской молодежи, показанной неуправляемым агрессивным быдлом без всякого поучительного финала в конце. Фильм Прибытие — это фильм, за который должно быть стыдно любому адекватному образованному человеку. Это не прорыв в русском кино. А если это прорыв, как писал выше — заткните его, залатайте покапитальнее, и не давайте даже протекать больше. Идти ли в кино на Притяжение? Честно — нет. Не советую. Дождитесь на торрентах, там и посмотрите. Хочется, чтобы этот фильм в прокате провалился и не окупился. И Бондарчуку хочется посоветовать не снимать больше фильмы. Сниматься — да, актер хороший, талантливый и харизматичный. Но снимать — нет. Была «9 рота» — и вся. Больше ничего не было.
И в качестве вишенки на торте. Российское кино в том числе борется с курением, у нас законы даже принимались на грани запрета всех фильмов, где курят. В Притяжении главная героиня, ШКОЛЬНИЦА, курит. Открыто. Нарочито. Специально. Активно этим бравируя. Крупным планом. Что лучшим способом подчеркивает ценность этого фильма. И по лицу от мужика она тоже получит. Но не за курение. Не нравится, что говорит или делает баба? Бей бабу. Этому сегодня учит русское кино новое. Но вот такое оно теперь, кино…