Небольшой локальный скандал возник в рунетах из-за недовольного пользователя и сервиса Яндекс.Афиша. На его основе хочу еще раз всех предупредить: НЕ ВЫКЛАДЫВАЙТЕ ФОТО БИЛЕТОВ В ИНТЕРНЕТ. Ниже объясню, почему. И почему нельзя сделать системы пропуска иначе.
Итак, сыр-бор начался с поста Max Efimov в Facebook о том, что он не попал на прощальный концерт любимой группы в Олимпийский по той причине, что по его билету прошел кто-то другой. Оригинальный link, а ниже курсивом текст претензии (без цензуры):
Ребята, не люблю жаловаться и писать о неприятностях, но тут, пожалуй, молчать не буду. Тем более что для всех вас это — предупреждение. На прошлой неделе в Москве прошел концерт группы Black Sabbath. Концерта этого я ждал очень сильно, электронный именной билет в фан-зону купил в первый день продажи через сервис «Яндекс.Афиша». И каким сильным было разочарование, когда я, приехав заблаговременно 12 июля к СК «Олимпийский», услышал от контролерши: «По вашему билету кто-то уже прошел». Я обратился в службу помощи, ко мне вышла представительница «Яндекса», которая посмотрела мой билет и стала как робот повторять монотонно: «По вашему билету уже кто-то прошел. Извините». Я показывал паспорт со своими именем, предлагал проверить карту, с которой осуществлялась покупка, все без толку. Насрать, что на билете мое имя, а при мне — все доказательства покупки. «По вашему билету кто-то прошел, на концерт вы попасть не сможете», — повторяла девушка. Тут еще и подошел немолодой, довольно гадкий тип с лысиной и хвостиком сзади, который сказал, чтобы я не качал права, мол, «у нас и так тут людей хватает». А людей хватало — с такой же проблемой. И всем отказывали, насрать, что при всех были документы. Даже вспоминать не хочется, какие днищные и гадкие эмоции я тогда испытал — с детства такого дерьма не испытывал. На следующий день я решил обратиться в службу поддержки «Яндекс. Афиша». Ответили они мне быстро. Сказали, мол, очень жаль. Как компенсацию предложили билет в кино (ну да, билет за 300 рублей равносилен билету за 6 500 на ПРОЩАЛЬНЫЙ тур одной из ЛЮБИМЫХ групп). При этом сказали, что возвращать деньги не будут, мол, «сам дурак». Сотрудники «Яндекса» прицепились к тому, что у меня в соцсетях было выложено фото билета. НО! На этом фото штрихкод и номер ЗАРЕТУШИРОВАНЫ! Их ВООБЩЕ не видно! То есть мошенник, укравший мой билет, наверное, экстрасенс и смог на каком-то магическом уровне узнать, как выглядит штрих-код. «Наша качественная и проверенная система защиты билетов работает много лет», — написала мне представительница «Яндекса». На мой последовавший за этим вопрос: «И как эта система может защитить, скажем, от представителя «Яндекс», который, имея доступ к отправленным билетам, мог скопировать этот билет и отдать знакомым?» ответа не последовало. Вообще никакого. Крутое обслуживание клиентов, ничего не скажешь! Я 17 лет хожу на различные концерты. И не первый год покупаю электронные билеты. В Европе почти всегда сверяют имя на моем билете с моими документами. Да и у нас проблем не было, когда я брал билеты на Kassir.ru, Ponominalu.ru, Concert.ru. Взял в первый раз в жизни через «Яндекс». Больше не возьму никогда. Мало того, что я пропустил возможность в последний раз увидеть одну из любимых групп, находясь в фан-зоне, я потерял деньги, нервы, представители компании повели себя по-хамски, а мои права потребителя оказались равны нулю. Наличие имени на билете, паспорта, карты и т.д. — ничто, на концерт с удовольствием пустят мошенников, но не честных покупателей. Вот, спрашивается, зачем тогда именной билет, если по нему может любое чмо пройти? В общем, ребята, будьте аккуратны и никогда, ни за что не связывайтесь с «Яндекс. Афиша». Себе же дороже будет. И, да, шлите на хуй перекупщиков.
Вот так.
Во-первый, реально хочется пособолезновать товарищу. Не попасть на последний концерт любимой группы — это адски обидно. Второго шанса уже не будет. И вся эмоциональность — объяснима. Я бы, пожалуй, еще эмоциональнее написал. Есть только одно но…. Случай получил огласку в соцсетях, и Яндекс слегка опроверг информацию источника:
Оказалось, что билет был не очень-то и ретуширован, и штрих-код вполне себе видно. Большая часть штрих-кода осталась доступной публично. Кстати, ответ Яндекса опубликовал TJournal, так как «топикстартер» оперативно закрыл комментарии к своим записям сразу после того, как появился первый ответ от служб Яндекса с опровержением.
Но этот пост вовсе не про то, чтобы выяснять, кто прав, а кто виноват, он лишь для того, чтобы вы, друзья мои, всегда могли попасть на концерт или мероприятие, куда купили билеты. И не попасть в ситуацию, которая сложилась с товарищем из случая выше. А попадаются так многие. Еще идя на концерт Земфиры в Олимпийском недавно, заметил, какая большая очередь стоит в группу разбора, не меньше, чем на вход. И шансов что-то доказать, увы, будет мало. Жалко рыдающих девчонок, которые не попали на концерт любимой исполнительности по неосторожности.
НИКОГДА НЕ ВЫКЛАДЫВАЙТЕ ФОТОГРАФИИ БИЛЕТОВ В СЕТЬ!
Простое и понятное правило, как и то, что нельзя выкладывать в сеть фото банковской карты с обеих сторон. Может, пронесёт, в большинстве случаев пронесёт, а может и не повезет, и кто-то воспользуется вашей недостаточной бдительностью. Это сродни покупки билета на концерт с рук. Может и пройдешь, а может окажется подделка.
Почему нельзя выкладывать билеты в сеть? Злоумышленники могут использовать ваш штрих-код, распечатать его на бланке электронного билета и без проблем пройти по нему на концерт раньше вас. Даже если билет у вас «фирменный». А вы, когда придете на концерт, уже не пройдете — код будет использован. И доказать что-то будет сложно, почти невозможно. Жаловаться тут будет примерно столь же полезно, как если вы без присмотра оставили в публичном месте кошелек с деньгами, а потом пришли жаловаться в ЦБ, Монетный Двор или ваш Банк, что деньги у вас украли, а эти организации не предприняли никаких мер по их сохранению за вами!
Рассмотрим ситуацию глазами билетного кассира. И она вполне вероятна, не стоит недооценивать смекалку русского человека. Итак, хотите вы попасть на концерт той же, допустим, Земфиры, а билеты на танц-партер уже давно кончились, да и вообще стадион продан полностью, мест нет даже на боковые места. Ну или банальнее: концерт еще не SOLD OUT, а у вас тупо денег нет. Варианты?
А давайте попробуем такую схему. Вот я купил билет, даже по банковской карте, я смогу доказать всем, что билет реально покупал я. И поэтому даю копию билета другу, чтобы он прошел раньше, как заяц и мошенник. А я потом пойду права в службу разбора качать, что вот, билет мой, покупал я, пустите, вам жалко что ли, все равно зал наполовину пустой… Но не пустят.
Это лишь один из примеров возможного мошенничества. Таких можно сгенерировать еще десятки. Но истории, когда выложенные в социальные сети билеты оказываются погашенными еще до того, как по ним прошел реальный владелец — последнее время крайне популярные. И почти никогда реальный владелец в итоге не пройдет на концерт. Помните это.
Но как же так, скажете вы? Давайте будем делать именными все билеты, пускать на концерт только по паспорту и билету. Здравое предложение, но только если у вас скромное мероприятие на сотню-две человек. А представьте, что у вас концерт на стадионе, на 30 000 человек…
Даже если проверять документы у каждого входящего, это повысит время пропускаемости в несколько раз. Вспомните, когда последний раз стояли в очереди на концерт, придя даже за полчаса до начала, и не попадали на начало, потому что слишком много народа было на вход? Ну вот, с новой «именной» пропускной системой можете и на бис не попасть в конце. Потому что представьте, сколько людей забудут паспорт и будут стоять качать свои права. Вообще, в целом, паспорт на концерт, как и другие ценные вещи, нести не самое умное решение, можно остаться без него. В лучшем случае, сами выроните и вам его кто-то вернет (я лично после концертов уже пару раз девушкам возвращал их пропуски на работу или паспорт). В худшем — у вас его подрежут карманники, которые на популярных концертах орудуют очень активно. Видели же, наверное, как на танцполах периодически люди пытаются найти свой телефон на полу под ногами, как будто он выпал? На самом деле, он не выпадал. Его во время песни просто подрезали. Можно попрощаться сразу и даже не пытаться искать его под чужими ногами. Лучше всего, если полезли на танцпартер забитый народом с телефоном, держать его все время в руках. Иначе вытащат — даже не заметите. А если уж носите телефон в заднем кармане — вероятность этого практически 100%.
Билетные операторы постоянно пытаются придумать способы, как повысить надежность билетов, не повышая время пропуска людей на концерт. Увы, круче, чем штрих-коды, пока ничего не придумали. Но их можно вот так легко подделать…
Поэтому БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, не выкладывайте фотографии билетов в сеть. Даже заретушированные! Не стоит. Хотите поделиться радостью, что идете на концерт любимой группы? Выложите фотографию этой группы, афишу, себя на фоне афиши. Иначе, возможно, потешите своё эго очень дорогой ценой. Оно того не стоит!
Желающие подискутировать на тему могут писать в комментариях, они открыты даже без регистрации, просто поставьте галочку «Написать как гость», введя любое имя и пароль от балды, он не пригодится в дальнейшем.
Билетный оператор в подобной ситуации будет не виноват. И не важно, брали вы билет в Яндекс.Афише, на Концерт.ру, Тикетленде, в кассе концертного зала или где-то еще. У билетных операторов практически исключена возможность человеческого фактора, когда сам продавец билета заранее скопирует ваш код. Так что предполагать подобное даже не стоит.